H X M

Публикации

Подписаться на публикации

Наши партнеры

2011 год № 6 Печать E-mail

Книги, изданные на Камчатке

в 2010, 2011-м годах

 

Ирина Витер. Город над Авачинской бухтой (История города Петропавловска-Камчатского) / И. Витер, А. Смышляев. — Петропавловск-Камчатский, 2011. — 316 с., 32 с. : цв. ил. — Издание 2-е, переработанное и дополненное.
Петропавловск-Камчатский возник на берегу Авачинской губы в 1740 году. С 9 апреля 1812 года — административная столица полуострова. История Петропавловска насыщена интересными событиями и героическими страницами. Город посещали знаменитые мореплаватели, ученые, политические деятели. Бурное развитие город получил при советской власти. Петропавловск был и остается оплотом России на Тихом океане.

Александр Грачев.
Падение Тисима-Ретто / А. Грачёв. — Петропавловск-Камчатский, 2010. — 300 с. : ил.
Автор книги Александр Матвеевич Грачёв (1911–1973) — известный дальневосточный писатель. В качестве журналиста в 1945 году участвовал в военной операции по взятию Курильских островов, находился в составе группы офицеров, принимавших капитуляцию японцев на Курилах. Его личные впечатления легли в основу остросюжетной повести «Падение Тисима-Ретто».
В книгу включены также записи из блокнота военного корреспондента газеты «Тихоокеанская звезда» А. М. Грачева об освобождении Курил.

Стеллер Георг Вильгельм. Описание земли Камчатки.
Свен Ваксель. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. — Петропавловск-Камчатский, 2011. — 576 с. : ил. — (Б-ка «Новой книги». Серия «Камчатка в описаниях путешественников»).
В одном томе книги опубликованы две интересные и редкие работы соратников Витуса Беринга. Исследование Г. В. Стеллера — классический труд ученого-естествоиспытателя, обобщившего и тщательно проанализировавшего собранные им самим за годы участия во Второй Камчатской экспедиции сведения о природе и населении Камчатки и Курильских островов.
Записки из личного дневника (журнала) морского офицера Свена Вакселя, участника Второй Камчатской экспедиции от начала и до ее завершения, представляют интерес многими, неизвестными ранее, подробностями от лица очевидца событий.
Книга богато иллюстрирована, большинство рисунков заимствованы из первоисточников.

Тимофей Кривоногов. Кают-компания. Рассказы старого моряка / Т. Кривоногов. — Петропавловск-Камчатский, 2011. — 344 с., 16 с. : ил.
Книга ветерана камчатского рыбопромыслового и транспортного флота, старожила Петропавловска-Камчатского Тимофея Михайловича Кривоногова (1928–2010) написана на основе многочисленных статей, опубликованных автором в камчатских газетах и различных историко-краеведческих изданиях. Он много знал и много помнил. Писал при этом лаконично и просто, нередко сдабривая написанное легким юмором. Его истории читаются на одном дыхании. Но они не просто увлекательны, они познавательные. Читатель многое узнает о жизни на Камчатке в период 1930–1990-х годов. Книга содержит редкие, интересные фотографии.

Владимир Бирюков. Камчатка: моя жизнь и судьба. Записки губернатора / В. Бирюков. — Петропавловск-Камчатский, 2010. — 408 с., 48 с. ил.
Владимир Афанасьевич Бирюков прибыл на Камчатку в 1956 году после окончания института. Здесь он прошел большой жизненный и трудовой путь от механика базы рыбозавода до губернатора области. Он сделал много полезного для Камчатки, которая стала ему родной. Весь свой жизненный путь В. А. Бирюков осветил в книге. Но, как признавался он сам, при работе над книгой старался рассказывать не о себе, а о людях, с которыми сводила судьба. В книге целая россыпь фамилий, которых несколько сотен, очень много важных для Камчатки событий. Особенно подробно описана работа администрации Камчатской области, которую возглавлял автор в 1990–2000-е годы, когда чаще приходилось бороться не за развитие полуострова, а за элементарное выживание на нем населения. Книга содержит много интересных, уникальных фотографий.

Владимир Науменков.
Вершина вольности. Избранные произведения / В. Науменков; Сост. и комментарий В. Пустовит. — Петропавловск-Камчатский, 2011. — 304 с., 32 с. : ил.
Эту книгу давно ждали. Русский поэт Владимир Науменков, моряк-подводник, журналист, умер в 1995 году, и с тех пор шли разговоры о выпуске книги его стихов, так как при жизни этот большой поэт издал только две маленькие книжечки, которые не представляли и не могли представить всей полноты и глубины его творчества.
И вот стараниями друзей поэта книга увидела свет. Она небольшая, но очень весомая для всех ценителей настоящей поэзии. Книга иллюстрирована фотографиями и рисунками автора. Составитель книги Валентин Пустовит снабдил ее достаточно полными примечаниями. Творчество поэта Владимира Науменкова наконец-то представлено широко и всесторонне.

Мария Нехорошева. Прикосновение [стихи] / М. Нехорошева. — Петропавловск-Камчатский, 2010. — 130 с.
Первый поэтический сборник М. Н. Нехорошевой, в котором звучат вечные темы божественного и земного, раскрываются картины мироздания и душевные порывы человека. Ее стихи — о чудесной Встрече, о светлом прикосновении к сердцу человеческому Христа.
Книга вышла накануне освещения Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом храма Святой Живоначальной Троицы в Петропавловске-Камчатском и имела большой резонанс. Книга адресована людям, ищущим Веру, Надежду и Любовь.

Леонид Грачёв. Заключительный диагноз. Собрание стихотворений в одном томе / Л. Грачев. — Петропавловск-Камчатский, 2011. — 204 с. : ил.
Автор книги — заслуженный врач РФ, почетный гражданин Петропавловска-Камчатского, народный депутат краевого собрания, человек, пользующийся огромным уважением жителей Камчатки. Основу книги составляют посвящения. С некоторых пор на Камчатке человек не воспринимается местным бомондом, если ему не посвятил стихотворных строк Л. Грачёв и не удостоил шаржа художник Д. Лопатин. Кроме того, автор книги всегда живо откликался стихами на различные события в стране и на Камчатке. Собранное вместе, все это дает живое и веселое представление о жизни на Камчатке в последние годы.

Подготовил
Александр СМЫШЛЯЕВ

 

 

 


 

 

 

«Минимум материального и максимум духовного»

Таков был стиль жизни советских людей до Великой Отечественной и длительное время после. Конечно, не всего народа, но точно трудовой интеллигенции, к которой принадлежали родители автора замечательной книги воспоминаний Бориса Владимировича Сумашедова*.
По месту рождения и по воспитанию Борис Владимирович наш, дальневосточник. Правда, найти на карте Приморского края населенный пункт, где он появился на свет божий, не представляется возможным. В паспорте у автора книги стояло Тетюхе, но такого населенного пункта нет. Причем, давно, почти сорок лет. Как это могло случиться?
Эта странная история началась более ста лет назад. В то время начальник военной команды будущий писатель В. К. Арсеньев совершал «экскурсии» по Приморью, писал подробные дневники и составлял глазомерный карты местности. Названия географических объектов он выпытывал у встреченных им китайцев. Но так как китайский язык в отличие от русского интонационный, то записывал Владимир Клавдиевич то, что слышало его русское ухо. Получалось не всегда ладно.
А потом в топонимику вмешалась политика. Великий кормчий китайского народа Мао Цзэдун решил оттяпать у нас значительные части земель, ссылаясь на то, что мы сами их называем китайскими именами. После Даманских событий 1968 года было принято решение все китайские топонимы в Приморье заменить на русские. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР и постановлением Совета министров РСФСР на территории Приморского края в 1972 году переименовано четыреста восемьдесят шесть крупных географических объектов и несколько сотен мелких. Так Сучан стал Партизанском, Тетюхе — Дальнегорском, река Даубихе — Арсеньевкой (ну, это еще куда ни шло), река Майхе — Артемовкой, река Суйфун — Раздольной, река Иман — Большой Уссуркой и так далее.
Недавно у меня был разговор с одним известным краеведом, и он сказал, что в паспортах всех, кто жил в допереименованных населенных пунктах после обмена паспортов стоят новые названия. В паспортах — да! Но в записях актов гражданского состояния, то есть в свидетельствах о рождении, в школьных аттестатах и прочих документах сохранились исконные названия. Недаром журналист О. М. Гусев назвал свою статью «Топонимическая драма Приморья».
Борис Владимирович прожил в Тетюхе первые одиннадцать лет жизни. Это его малая родина, которая никогда не угаснет в душе, — его оберег. Описанию природы своей малой родины Борис Владимирович посвятил немало страниц. И это хорошо, и это правильно, ибо с любви к малой родине начинается то чувство, которое мы называем патриотизмом. И в этом отношении книга Сумашедова глубоко патриотична и поучительна.
Но еще более она поучительна отношением автора к своим предкам. Ведь самые первые истоки патриотизма лежат в семье. Много места в своей книге автор уделил своему деду по отцу — Максиму Павловичу Сумашедову. Оказалось, что он хоть и не был великим и сильно значимым, но свой след в истории оставил. И то, что автор смог раскопать исторические следы своего деда, весьма поучительно.
Совсем иначе, но чрезвычайно тепло написал Борис Владимирович о своей бабушке Прасковье Арефьевне. Она, понятное дело, любит своего сына Владимира и любит его детей, своих внуков. Это — само собой. Но автор неоднократно пишет о ней, как о русской женщине, вышедшей из глубин народа. Ее речь, поговорки и присказки мне показались фактически повтором того, что говорила мне моя бабушка Феня, Феодосия Лаврентьевна. Лет в двенадцать во мне вдруг прорезался интерес к народному слову, и я буквально по пятам ходил за бабой Феней и записывал каждое ее слово. Вот одно из них: мечты, мечты, где ваши лапти? — говорила она мне, когда я возносился слишком высоко.
Много, тепло и разнообразно написал Борис Владимирович об отце и о матери. Можно каждому из этих персонажей посвятить здесь абзац, а то и два-три. Но мне хочется обратить внимание на другое: семью писателя. Какая чудесная, дружная, интеллигентная была у него семья! Когда мать автора выходила замуж за его отца, у нее уже была дочь но то, что эта девочка автору неродная сестра, он узнал уже взрослым, а в детстве и юности никогда этого не ощущал и не замечал. «…недаром же в стольких сказках, пословицах, стихах, песнях и устных рассказах красной нитью проходит горестная судьба золушек и злых противных мачех. А вот у нас было, слава Богу, иначе. Потому что наших родителей на всю жизнь связывала большая и прочная любовь. Костер этой любви, почти уверен, разожгла мама».
Чрезвычайно любопытна манера письма рассказчика. Вроде бы и последовательно ведет он читателя по времени, но через отдельные эпизоды, через запавшие в душу воспоминания. Как бы дискретно, но в то же время непрерывно, последовательно.
Большую главу посвятил Борис Владимирович семье тетки Марии Максимовны Муковниной. И вот такой пассаж: «Ничего нового не открою, лишь повторив старую истину о святости уз родства. Не понимаю тех, кто не только с троюродными и двоюродными сестрами и братьями, но и с родными не встречается, не переписывается и даже забывает позвонить…»
Иван Лукьянович Муковнин всю жизнь работал «простым» рабочим. Но это был интеллигент и умница высокого уровня. Уже имея за плечами диплом журналиста, автор откровенно восхищался начитанностью и глубиной мышления своего дяди.
Рассказ Б. В. Сумашедова о своих предках и о своем детстве получился интересным и поучительным. И автор заранее взялся сделать его таким. «Если писать о близких и дорогих людях, не отрывая их жизни, их судьбы от времени, в которое им выпало жить и действовать, да обязательно соблюдая этические нормы и меру, быть искренним, честным и, самое главное, правдивым, рассказ получится интересным».
В заключение несколько слов о книге Сумашедова как о предмете книжной культуры. На мой взгляд, чрезвычайно удачен формат книги, он несколько больше общепринятого А5. Обложка полумягкая, и это, по-моему, хорошо и удобно. Текст в книге набран в две колонки, что тоже весьма удобно для чтения и размещения фотографий. Книга достаточно хорошо иллюстрирована. Автор сохранил значительную часть семейного архива, и я уверен, что не пропадет он и у потомков Бориса Владимировича. Жаль — тираж невелик. Времена такие.
И еще. В конце книги автор, профессиональный журналист, интересно и душевно пишет о слове, которому он служил всю жизнь. В последней главе, которая полностью посвящена различным эпизодам жизни Бори Сумашедова, автор рассказывает о том, что любил он и в школе, и в университете читать стихи со сцены, петь, участвовать в постановках: «Никаких таких талантов у меня не было, но какая поразительная жажда прикоснуться к громко звучащему Слову, самовыразиться, пусть чужими текстами». И выразился, причем неплохим собственным текстом.
В заключение повторю то, что уже не раз говорил: книги подобные той, что написал Б. В. Сумашедов, не просто интересны, они воспитывают, они учат добру, они глубоко патриотичны. И потому они нужны, и потому много их быть не может.

Виктор СРЕДА

 

 


* Сумашедов, Б. В. Тетюхе — мой оберег: Семейные хроники / Б. В. Сумашедов. — М.: Изд-во «Известия», 2011 — 208 с. : ил.

 

 

Архив номеров

Новости Дальнего Востока